Главная » 2012 » Июль » 30 » Церковь Вознесения Господня в Коломенском.
21:06
Церковь Вознесения Господня в Коломенском.

"Ничто меня не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял возле Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял ошеломленный" (Гектор Берлиоз).

Великий князь Московский Василий Третий, продолжая дело своего отца, князя Ивана Третьего, "собирал русские земли" вокруг Москвы. Его правление прошло вполне благополучно, но его личную жизнь нельзя назвать счастливой. В 1525 г. он рассался с женой Соломонией, прожив с ней 20 лет. Ее насильственно постригли в монахини и отправили в суздальский Покровский монастырь. Поводом для развода послужило отсутствие дитей и обвинение великой княгини в чародействе, с помощью которого она пыталась привязать к себе супруга.

47-летний Василий сблизился с 17-летней Еленой Глинской, племянницей Михаила Глинского, образованного литовского вельможи, энергичного политика и прекрасного полководца. Этот брак многие считали незаконным, не "по старине". Дело осложнялось и тем, что у супругов долго не было детей. Наконец, 25 августа 1530 г. Елена родила сына - будущего царя Ивана Грозного. В честь рождения долгожданного наследника престола в подмосковном селе Коломенском - летней резиденции московских князей - заложили храм Вознесения Господня, а в 1532 г. он был уже возведен. Окончание постройки отметили трехдневными празднествами, на которых присутствовали сам князь и митрополит Московский.

Храм в Коломенском до сих пор ревниво оберегает свои тайны. Первая из них связана с зодчим, построившим его. Предполагают, что храм воздвиг итальянец Петрок Малый, который строил по заказу Елены Глинской стены Китай-города в Москве. Но это - лишь гипотеза, не подкрепленная доказательствами. Многое указывает на то, что храм строил русский мастер, возможно, из Пскова. Так, в основе системы пропорций храма лежит характерный для Руси прием соизмерения, основанный на отношении сторон квадрата и его диагонали. В то же время некоторые приемы и элементы конструкции свидетельствуют и о влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения.

Как бы то ни было, храм, являвший собой зримый образ Вознесения, поднялся почти на 65 м над широкой и низкой поймой Москвы-реки. Он так устремлен ввысь, что порой кажется, будто только галерея удерживает его на земле. Облик новой церкви с ее мажорной праздничностью был так необычен, что летописец отметил, как она "чудна высотою, красотою и светлостью" - таких прежде на Руси не бывало.
Кажется, что коломенская церковь, шатровая, возникла сразу, без долгих поисков и мучительных экспериментов, ознаменовав начало каменного шатрового зодчества на Руси. До этого в церковном строительстве господствовала византийская традиция крестово-купольного храма. Тем более удивительно, что храм стал самым совершенным воплощением этого типа и одной из вершин русского средневекового зодчества.
Некоторые историки архитектуры полагают, что шатровая форма храма первоначально сложилась в деревянном зодчестве, а потом была усвоена в каменном строительстве. Но форма Коломенского храма вполне органична и для каменной конструкции, а многие детали в дереве просто немыслимы, например, окна на гранях шатра или открытые гульбища на аркадах.
Возможно, шатровый храм явился "потомком" башнеподобных вариантов крестово-купольных храмов и бесстолпных приходских церквей, а традиционная форма изменилась из-за содержания, продиктованного заказчиком, князем Василием Третьим. Свою роль мог сыграть и образ надпрестольной сени, издавна появившейся в православных храмах и знаменующей Божественную благодать, нисходящую на "осененное" место. Точнее говоря, эта форма была известна еще в дохристианские времена: некоторые языческие храмы возводились в форме громадной сени. Да и Небесный Град Иерусалим уподоблялся Скинии Божией, т.е. сени, шатру. Но в Коломенском храме этот символ стал соотноситься с великокняжеской семьей, которой принадлежал храм. Идея моления, испрашивания Божественной благодати, соединилась здесь с восхвалением и возвеличиванием княжеской власти в духе новой идеологии, сочетающей религиозное и светское начала и провозглашающей Москву третьим Римом.
Нельзя не увидеть в шатровой церкви Вознесения и отзвуков древнего мифического образа мироздания - мирового древа с его высшей гармонией отдельных частей и целого. Марши его лестниц, раскинувшихся на земле и ведущих на гульбище, напоминают корни сказочного древа, чудом выросшегго на берегу Москвы-реки. Похож храм и на волшебный кристалл, многогранность которого увеличивает число вертикальных линий, обращенных к высшему горнему миру, напоминая о Христе, чей символический образ в Новом Завете уподоблен "яспису кристалловидному".

По конструкции церковь Вознесения представляет собой единый столпообразный объем, без опор и колонн внутри. В плане церкви лежит равноконечный крест: подобные здания с крестчатым сводом появились на рубеже 15-16 вв., утверждая возросшую силу православия. На крестообразном подклете с открытыми галереями возведен четырехгранный куб - четверик, а на нем - восьмигранник, восьмерик, завершенный стройным пирамидальным шатром, напоминающим уходящую в небо лестницу. Где-то в небесной выси словно растворяется небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом. Переходы от четверика к восьмерику и далее к шатру не отделены строгими горизонталями, сдерживающими взлет, а оформлены килевидными кокошниками, так что в целом складывается впечатление естественного роста, и храм поднимается из земли как диковинный экзотический цветок. Каждая часть и каждая деталь придает постройке ничем не ограниченную устремленность ввысь. Она кажется воздушно-легкой - и это при толщине стен от двух до четырех метров.
В толще храмовых стен была проложена лестница, ведущая к основанию шатра. Там от креста спускалась металлическая лестница-стремянка. Она предназначалась для наблюдателя, которому отводилось небольшое помещение под главой церкви в барабане. Оттуда была хорошо видна церковь в дворцовом селе Остров и другие церкви - цепь подобных сторожевых постов тянулась к южной границе Московского государства. Когда появлялся неприятель, зажигали костры, и дым от них служил сигналом: тревожная весть быстро долетала до Москвы.

По площади храм невелик - 8,5 х 8,5 м, но в нем создается ощущение простора. Алтарь в храме не выявлен; у него нет выступа алтарной апсиды, обычной для большинства церквей. Заключая в себе небольшое и просто организованное пространство, церковь была рассчитана главным образом на восприятие извне. Внутри преобладает белый цвет, цвет Божественного покоя и вечности. Реставраторы установили, что он изначально господствовал в храме. Он буквально напоен сияющим светом благодаря особому устройству двух десятков окон. Снаружи они расположены на соседних гранях по углам четверика, а внутри два окна сходятся в одно.

Церковь в Коломенском стала родоначальницей целого ряда шатровых построек. По мнению историков искусства, "каменный шатер 16 в. сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре итальянского Возрождения". В 16 в. подобные церкви строились в основном по заказу княжеского двора или близких к нему людей. Они становились памятниками событиям в жизни страны или заказчика, а их символика нередко отражала идеи борьбы за целостность и независимость России.

Уже в наше время, незадолго до Октябрьской революции 1917 г., в Коломенской церкви была чудом обретена икона Божией Матери "Державная". Евдокия Андрианова, жительница слободы Перерва, услышала во сне голос, сообщивший об этой иконе, а потом увидела во сне красивую белую церковь и внутри нее женщину с короной на голове. В марте 1917 г. Евдокия отправилась в Коломенское и узнала церковь из своего сна. Вместе с настоятелем храма отцом Николаем Лихачевым они нашли в подвале старый, почерневший от времени образ. Евдокия узнала в изображении женщину в короне из своего сна. Божья Матерь написана на иконе со знаками царской власти - в короне, со скипетром и державой в руках, в красном порфирном одеянии. Икона получила название "Державная". Она была найдена 2 марта (15 по новому стилю) 1917 г., когда последний русский царь Николай Второй подписал Манифест об отречении от власти. С тех пор в день обретения иконы совершается ее празднование.

Сейчас храм входит в комплекс музея-заповедника "Коломенское"; включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1994 года.
 
Категория: Достопримечательности России. | Просмотров: 1935 | Добавил: neo | Рейтинг: 5.0/6
ПОИСК ПО САЙТУ
*****
ТехноМагия
Небеса
Desert Operations
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
*****
******
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика