Главная » 2012 » Июнь » 27 » Храм Знамения Богородицы в Дубровицах.
10:13
Храм Знамения Богородицы в Дубровицах.
 

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах - православный храм в честь иконы Божией Матери "Знамение", часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы (Подольского района, Московской области).

Впервые усадьба Дубровицы упоминается в 1627 г. как вотчина боярина И.В. Морозова. После его кончины имение унаследовала дочь Ксения (Аксиния), которая вышла замуж за князя И.А. Голицына, и этот знатный род с тех пор более сотни лет владел Дубровицами.
В конце 17 в. здесь развернулось грандиозное строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына - воспитателя и сподвижника Петра Первого. Князя отличали европейские манеры, он покровительствовал изящным искусствам, а в разговорах с иностранцами любил щеголять цитатами из Вергилия и Цицерона.
Во время противостояния царевны Софьи и партии Нарышкиных, поддерживавшей Петра, Борис Алексеевич взял сторону молодого царя. После признания Софьей власти младшего брата князь мог бы праздновать победу, но ее омрачило одно обстоятельство: среди побежденных оказался его двоюродный брат Василий. Борис Алексеевич приложил все усилия к тому, чтобы смертный приговор его родственнику заменили ссылкой. А после и сам Б.А. Голицын подвергся опале: Петр Первый повелел ему удалиться в деревню. Впрочем, неудовольствие царя быстро рассеялось, и он первым протянул руку примирения своему бывшему воспитателю.
В начале 1690 г. в Дубровицы пришла весть о пожаловании князю Б.А. Голицыну боярского звания и дозволении ему вернуться в Москву. Возможно, именно в честь этого события и в знак примирения с царем он и задумал возвести на высоком берегу реки Пахры великолепный храм.

Церковь сложена из местного белого камня, который добывали жившие в долине реки потомственные каменотесы. К сожалению, истории остались не известны имена архитектора и мастеров, создавших этот шедевр. Вероятнее всего, в Дубровицах работали выходцы из Италии или Швейцарии. Сохранились документы, указывающие на то, что здание церкви Знамения Божией Матери было готово уже к 1697 г. Однако в другом историческом источнике - описании храма, составленном в конце 18 в. священником С.И. Романовским, - сообщается, что Знаменская церковь была освящена лишь 11 февраля 1704 г. Таким образом, получается, что она почему-то простояла неосвященной почти семь лет. Возможно, подобное и могло произойти, потому что патриарх Адриан, возглавлявший тогда Русскую церковь, был весьма консервативным человеком, противником западных нововведений, а в облике Знаменского храма многое указывало на подражание католической архитектуре. В 1700 г., уже после кончины Адриана, Петр реформировал церковное управление. Патриаршество было упразднено, вместо него введена должность патриаршего местоблюстителя, которую занял митрополит Рязанский Стефан (Яворский), получивший в свое время европейское образование. Его-то, скорее всего, не сильно удивили архитектурные причуды дубровицкой церкви.

В архитектуре церкви Знамения, с одной стороны, сильны традиции древнерусского зодчества. Здание приподнято на высоком цоколе, вокруг которого проходит открытое гульбище с парапетом. Даже среди элементов резного орнамента можно найти то же самое узорочье, которое присутствует на стенах древнейших церквей Суздаля и Владимира. С другой стороны, в облике здания проявляются черты европейского барокко 17 в.
Прежде всего это относится к круглой скульптуре, обильно украшающей храм, и совершенно несвойственной русским церквам: при входе установлены статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, по углам цоколя - изваяния четырех евангелистов, а вокруг восьмигранного столпа - фигуры восьми апостолов. Композиция церкви также необычна: на четырехлепестковом основании стоит высокий, в три световых яруса, прямой столп, увенчанный вместо привычной луковичной главы узорчатой короной. Корона выполнена из кованого железа и покрыта сусальным золотом.

Интерьер храма также изобилует резным декором. Скульптура и резьба по белому камню сверху донизу покрывают его стены. Без сомнения, здесь работали иноземные мастера: сюжеты барельефов и латинские надписи (замененные впоследствии на русские), выточенные из камня заморские плоды и цветы, пухлые херувимы, похожие на резвящихся ангелов с полотен итальянских мастеров барокко, свидетельствуют о европейской школе пластики. При входе в храм взгляд сразу останавливается на резном четырехъярусном иконостасе. Над ним - скульптурная композиция "Распятие". Слева от нее - фигура царя Давида с гуслями, на противоположной стене - царь Соломон со скипетром. Над "Распятием", во втором ярусе восьмерика, - сцена "Восстание из гроба", а еще выше, уже в третьем ярусе, - композиции "Отечество" и "Коронование Богоматери".

Известно, что 11 февраля 1704 г. на торжественном освящении церкви Знамения присутствовали государь Петр Великий, царевич и великий князь Алексей Петрович, многие светские и духовные особы. Богослужение возглавил митрополит Стефан. Царь преподнес богатый подарок - драгоценную церковную утварь. Празднования в честь освящения храма продолжались в Дубровицах семь дней.

В советские годы храм закрыли, но не разрушили, потому что во все времена, независимо от политики, он считался жемчужиной архитектуры. Сейчас он возвращен Церкви.
 
 
 
Категория: Достопримечательности России. | Просмотров: 5433 | Добавил: neo | Рейтинг: 5.0/16
ПОИСК ПО САЙТУ
*****
ТехноМагия
Небеса
Desert Operations
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
*****
******
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика