Главная » 2012 » Июнь » 29 » Храмовый комплекс в Коровниках (Ярославль).
21:17
Храмовый комплекс в Коровниках (Ярославль).
 
 

В Ярославле, на берегу Волги, чуть ниже устья Которосли, горделиво красуется храмовый комплекс в Коровниках. Редкие по живописности строения с нарядным кирпичным декором выделяются своим ярким обликом даже среди щедрой на декоративную выдумку архитектуры 17 в. Когда-то на этом месте располагалась Коровницкая слобода, или Коровники. Ее жители не только разводили скот, но и изготовляли красочные изразцы, кирпич и разнообразные гончарные изделия.

Ансамбль в Коровниках складывался долго, силами нескольких поколений, но оказался гармоничным и стилистически выдержанным. Его храмы отразили стремление своих заказчиков к самоутверждению, а также их вкусы, не потерявшие связей с крестьянской культурой, и довольно свободное отношение к уже сложившимся архитектурным канонам. Большие церкви свидетельствовали о достатке жертвователей - посадских людей Неждановских, Ивана и Федора. Позже оба жертвователя обрели вечный покой в южном приделе храма.

В 1649 - 1654 г.г. была возведена главная церковь ансамбля - во имя Иоанна Златоуста. Храм во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери строили в 1669 г. Обе церкви, пространственно обособленные, поставлены симметрично, но Владимирская, без галерей и приделов, выглядит скромнее. Она предназначалась для службы в зимнее время, однако из-за большой высоты ее было трудно отапливать, поэтому устроили два этажа и службу проводили только в нижнем, а верхний служил чердаком.

Парадные восточные фасады церквей в Коровниках обращены к Волге, так что, проплывая по реке, можно вдоволь налюбоваться их замысловатым узорочьем и оценить любовь ярославцев к обильному украшательству своих приходских храмов. Чтобы их можно было лучше рассмотреть, зодчие чуть повернули апсиды на северо-восток, а не строго на восток, как диктовал церковный канон.

В основе композиции ансамбля - четырехстолпная пятиглавая церковь, перекрытая сводами по традиционной крестово-купольной схеме. Летний храм - церковь Иоанна Златоуста с могучими луковичными главами, шатровыми приделами у восточных углов и высокими крылечками с трех сторон опоясана галереей. В ее облике отразились изменения, которые переживало в тот период русское зодчество. Вместо одного монументального шатра, венчающего постройку, церкви стали украшать двумя или тремя шатрами одинаковой высоты, обычно небольшими и играющими роль декоративной надстройки, потерявшей прежний конструктивный смысл шатра как перекрытия.
В 1680-х г.г. фасады церкви украсили яркими изразцами, окна - пышными наличниками, а крылечки - островерхими крышами. С конца 17 в. окно средней апсиды, выходящее в сторону Волги, расцветило громадное панно, символ "вертограда многоцветного", видное издалека. Расписывали церковь в 1730-х г.г. местные иконописцы из артели знаменитого тогда Алексея Соплякова.

В 1680-х г.г. на одинаковом расстоянии от Иоанновской и Владимирской церквей возвели 37-метровую колокольню, прозванную в народе "ярославской свечей". Высокий стройный восьмигранный столп венчает ажурный шатер с кокошниками. Колокола для нее отливали на сибирских демидовских заводах.

Ансамбль был завершен на рубеже 17 - 18 в.в., когда построили Святые ворота, оформленные в стиле нарышкинского барокко. Ворота и колокольня отметили стороны оси, на которой поставлены Иоанновская и Владимирская церкви. Все строения в целом образуют настолько тонко уравновешенную, асимметричную систему, что она считается одной из самых совершенных в искусстве архитектурных ансамблей.

В советское время закрытые храмы использовали под склады, но, к счастью, они уцелели и сейчас восстанавливаются.
 
 
Категория: Достопримечательности России. | Просмотров: 2194 | Добавил: neo | Рейтинг: 5.0/10
ПОИСК ПО САЙТУ
*****
ТехноМагия
Небеса
Desert Operations
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
*****
******
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика