Главная » Статьи » Франция.

Замок Амбуаз.
 
 
 
В том месте, где Луара делится на два рукава, образуя большой остров Сен-Жан, с середины 10 в. во всем своем великолепии возвышается Амбуаз - старинная резиденция французских королей. Амбуаз стоит на месте военного лагеря древних римлян. У его стен в 503 г. прославленный Кловис, предводитель франков, заключил мир и союз с вождем вестготов Аларихом. Так начиналась Франция.

Массивная крепость, возведенная прямо на скалистом плато как естественное продолжение утеса, стала одной из самых укрепленных в долине Луары. Внутрь замка сквозь толщу огромной круглой башни Тур де Миниме вели единственные ворота. Цитадель была устроена таким образом, что представляла собой скорее улицу, заключенную в стену: вместо лестницы, ведущей наверх, в Амбуазе был пологий спиральный пандус, по которому легко подниматься всадники и повозки, запряженные лошадьми.

На протяжении двух столетий замок являлся собственностью графов Анжуйских, а в 12 в. перешел во владение герцогов Амбуазских. Герцог Луи д,Амбуаз, последний владелец замка, в 1431 г. по навету всесильного фоворита Карла Седьмого Тремуйля был уличен в измене и осужден на смерть (позже король заменил казнь конфискацией имущества), в 1434 г. Амбуаз перешел в собственность французской короны.
Каждый новый властитель считал своим долгом заново украсить замок сообразно личным вкусам и желаниям. С началом эпохи Возрождения Амбуаз превратился в первую резиденцию французских королей, разительно изменившую облик согласно классическим канонам итальянского Ренессанса.
Сын Карла Седьмого Людовик Одиннадцатый испытывал особо нежное расположение к Амбуазу. Он подолгу жил там и фактически превратил его в неофициальную столицу Франции. Сын Людовика Одиннадцатого Карл Восьмой также управлял страной из Амбуаза. Он и его супруга Анна Брестонская желали видеть двор утопающим в роскоши, изяществе и поэзии. Истинный поклонник итальянского Возрождения, Карл Восьмой сделал все, чтобы рыцарский замок приобрел облик сицилийских дворцов. Из похода в Италию король вернулся на родину с десятками архитекторов и инженеров, художников и декораторов, краснодеревщиков и органных мастеров. Итальянский мастер садов Пачелло да Меркольяно разбивает на верхней террасе изумительный сад в память о самом первом саде, где были столь счастливы безгрешные Адам и Ева. Он даже привез специалиста по инкубаторам и разведению попугаев. В качестве трофеев Карл Восьмой доставил более 87 000 фунтов драгоценных камней, 130 гобеленов, тюки дамасских тканей и бархата, картины и скульптуры, а также рукописные книги. Лучшие архитекторы того времени - Раймонд де Дезе, Колен Бьяр, Гийом Сено и Луи Арманжар - руководили преображением Амбуаза. До наших дней сохранились построенные два королевских корпуса. Фасады украшены большими окнами, балконами; аркады в позднеготическом стиле соседствуют с коваными решетками, узорными парапетами на крыше.

Правление Карла Восьмого было недолгим. В 28 лет жизнь его оборвал нелепейший случай. Торопясь посмотреть игру в мяч, он решил перебежать галерею, в которой располагалось отхожее место. Поскользнулся, ударился головой о низкую притолоку и скончался прямо на сырой соломенной подстилке.
Преемник Карла Восьмого Людовик Двенадцатый любил Блуа, поэтому работы в Амбуазе были заброшены. Только через 13 лет, при Франциске Первом, замок вновь ожил. Здесь прошло детство Франциска, и неудивительно, что, взойдя на престол, он с трепетной нежностью относился к месту, где видел самые светлые сны. Возобновились поэтические вечера, устраивались пышные королевские охоты с их нескончаемым весельем. Возможно, именно поэтому Франциск при всей своей безудержной страсти к строительству почти ничего не изменил в Амбуазе. Он лишь наполнил его размахом подлинно королевской жизни. Балы, приемы, турниры составляли основное содержание амбуазского быта. Меценат, покровитель искусства и науки, более чем кто-либо другой "зараженный" духом итальянского Ренессанса, он сумел пригласить о обласкать многих, и среди них Леонардо и Бенвенуто Челлини.
Для Франциска приезд Леонардо в небольшой замок Клу-Люсе в окрестностях Амбуаза был самым ценным трофеем. Впервые в жизни Леонардо получил в безраздельное пользование целый замок, благоустроенный и великолепно обставленный... Здесь на огромном столе Большого зала он раскладывал свои эскизы костюмов, фейерверков, чертежи театральной машинерии. Он повторил устройство миланского "парадиза", где двигались под потолком планеты, танцевали ангелы и музы. Кони мчали колесницу Солнца. В белых каменных залах подвала выставлены рисунки Леонардо, здесь же коллекция моделей машин, воссозданных по его наброскам.
Похоронен Леонардо в капелле Сент-Юбер. Дворцовая капелла Сент-Юбер в стиле "пламенеющей готики" - одно из лучших сооружений Амбуаза. Известная своими великолепными скульптурами и прекрасными витражами, она размещена в башне крепостной стены. Ранее часовня соединялась переходами с покоями королевы, ныне, к сожалению, не существующими.

После смерти Франциска Первого, при следующем властителе Генрихе Втором, мало что изменилось в замке. По смерти этого короля в 1559 г. Амбуаз стал резиденцией вдовствующей королевы Екатерины Медичи, жившей здесь с детьми в пышном окружении царедворцев, среди картин и изысканной мебели.
В эпоху религиозных войн в 1560 г. в Амбуазе были истреблены полторы тысячи гугенотов. Их казнили на так называемом Балконе заговорщиков с северной стороны башни Тур де Миниме. После этого чудовищного злодеяния французский двор во главе с Екатериной Медичи, не отличавшейся ни особой добродетельностью, ни сентиментальностью, все же не смог больше обитать здесь. В последующие годы рыцарский замок постепенно утрачивает статус главной королевской резиденции.
При Людовике Четырнадцатом, обосновавшемся в Версале, Амбуаз становится местом ссылки для опальных вельмож. Революция 1789 г. превратила бывшую королевскую резиденцию в казармы. В 1848 г. замок был конфискован в государственную казну, но затем вернулся уже навсегда в Орлеанское семейство.

До наших дней уцелела едва ли половина от некогда роскошного ансамбля. Впрочем, и этого достаточно, чтобы получить представление о былом величии Амбуаза. Остались два корпуса, именуемые "королевскими": Корпус Карла Восьмого, Корпус Людовика Двенадцатого и капелла Сент-Юбер. Великолепен северный фасад с большими окнами, аркады на первом этаже с химерами - водосливами и парадными барьерами на крыше. Сохранились райские сады Пачелло да Меркольяно, обширные дворы с оборонительными башнями и гигантскими винтовыми подъемами, по которым могли подниматься как повозки и конница в дни тревог, так и кареты с разряженными беззаботными гостями в дни государственных торжеств и просто веселых праздников. Настоящей жемчужиной Амбуазского ансамбля можно назвать капеллу Сент-Юбер, увенчанную скульптурным тимпаном - шедевром фламандских мастеров, приглашенных Карлом Восьмым. Нижняя зона тимпана, выполненная в глубоком рельефе, изображает святого Христофора, переносящего через реку неестественно тяжелого младенца. Не ведая, что это Христос, Христофор спрашивает: "Кто ты?". Младенец отвечает: "Я - грядущий день". Вероятно, промыслительно (предопределено), что в капелле Сент-Юбер нашел окончательное успокоение прах Леонардо.
 
 
Категория: Франция. | Добавил: neo (23.07.2012)
Просмотров: 1675 | Рейтинг: 5.0/9
ПОИСК ПО САЙТУ
*****
ТехноМагия
Небеса
Desert Operations
*****
******
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика