Главная » Статьи » Франция.

Замок Блуа.
 

Полный величия замок Блуа возвышается над плавной Луарой. На протяжении веков Блуа терпеливо принимал все капризы графов, герцогов и королей, стремящихся внести свою лепту в его облик. Готику сменял Ренессанс, затем барокко, однако ничто не нарушает того общего впечатления от его красоты, какая присуща только целостному произведению искусства.

До конца 14 в. замком владели графы Блуа, а в 1391 г. он был куплен сыном французского короля Карла Пятого герцогом Людовиком Орлеанским. Сын Людовика Орлеанского, поэт Карл Орлеанский, старался превратить замок Блуа в своего рода центр поэзии и искусства.
Подлинный расцвет Блуа наступает при короле Людовике Двенадцатом, внуке Карла Орлеанского (1498-1515 гг.). Король Луи хотел не просто обновить древнюю цитадель, но создать современный дворец - без сохранных мощных башен и брустверов, открытый и просторный, с лоджиями и изящными галереями. Главный двор, первоначально окруженный стенами, преобразился в открытую террасу, гостеприимно встречающую кареты и всадников. Естественным продолжением двора стал сад с галереями и павильонами. Разбитый по строгим правилам Пачелло да Меркольяно, утопающий в цветах, как будто сотканный из тончайшей эльфийской ткани, он был признан самым прекрасным садом во Франции. Конная статуя Людовика Двенадцатого расположена над главным входом в замок - в нише, украшенной хрупкими арками и изощренной резьбой по камню в стиле "пламенеющей готики". Старинный оригинал разрушен в 1792 г. революционерами, сейчас заменен копией 19 в. Под статуей расположена геральдическая эмблема - дикобраз - символ короля. Декор еще в стиле поздней готики, но тип статуи с портретным сходством - явные итальянские влияния, новые для Франции.

С 1515 г., со времени вступления на престол Франциска Первого, для замков начинается новая эра. Первым в перечне сооружений короля стоит Блуа. Шедевр французского Ренессанса - Корпус Франциска Первого (Флигель или так называемое Крыло) был начат им в год коронации для первой жены королевы Клод и закончен после ее смерти в 1524 г. Однако неизменно расположенные парой эмблема королевы Клод - горностай и эмблема Франциска Первого - саламандра напоминают об их молодой любви в замке на втором этаже, украшенном мраморными статуями, гобеленами, чудесной мебелью. А на первом этаже размещались гости... Фасад корпуса, выходящий во внутренний двор, отличает эффектная трехъярусная лестничная башня. (С легкой руки Бальзака ее часто называют Китайской пагодой). Винтовая лестница Флигеля, заключенная в восьмигранную башню, по замыслу готическая, но с большими проемами. Хорошо видны нововведения - светлый камень, симметричность, правда не абсолютная - части вокруг лестницы различаются пилястрами, украшениями и окнами. Геральдические эмблемы (саламандры) расположены на стенах между пилястрами.

Жизнь любого замка - это не всегда движение к лучшему, и не всякий последующий хозяин достойнее предыдущего. Порой, не разрушая стен, удается разрушить первоначальный, высокий образ здания, изменив его облик соответственно иному содержанию. Так, расположенный в роскошном саду замка Блуа небольшой восьмигранный павильон, носящий имя королевы Анны Бретонской, изначально представлял собой часовню, где бесплодная Анна молила Бога о потомстве. Впоследствии другая королева - Екатерина Медичи цинично обратила алтарь в личную купальню. Во времена же революции 1789 г. в восьмигранном павильоне и вовсе устроили арсенал.

С Екатериной Медичи, любительницей красоты, властвовавшей с помощью интриг около 50 лет, в Блуа связано многое. Портреты 16 в. напоминают о ее покровительстве этому искусству. На втором этаже Корпуса Франциска Первого сохранился рабочий кабинект Екатерины, украшенный 237 деревянными резными панно в стиле Ренессанса. Они скрывали шкафчики для драгоценностей, государственных бумаг и, возможно, ядов. Шкафчики открывались с помощью хитроумной системы рычагов и педалей. Видимо, другое устройство способствовало избавлению от неугодных лиц (надоевших любовников): сохранились отверстия в полу, через которые несчастные проваливались куда-то вниз.

Король Генрих Третий, сын Екатерины Медичи, не способен был к мудрому правлению, а стране требовалась твердая и сильная рука. По сравнению со слабым королем герцог де Гиз, лидер гугенотов, имел все для того, чтобы занять французский престол: он одержал ряд блистательных военных побед, был очень популярен и, главное, вполне мог соперничать высоким происхождением с представителями династии Валуа. К тому же он открыто презирал короля. Генрих Третий решил избавиться от соперника. Он сам заманил де Гиза в свои покои в замке Блуа, и здесь, на третьем этаже Крыла Франциска Первого, сразу восемь человек набросились на герцога и закололи его 23 декабря 1588 г. Екатерина Медичи не перенесла позорного поступка сына и очень скоро умерла в своих апартаментах в замке Блуа. Генрих Третий 30 июля 1589 г. был заколот в Сен-Клу монахом Клеманом.

Впоследствии в Блуа обитал опальный герцог Гастон Орлеанский, брат Людовика Тринадцатого, мечтавший восстановить пришедший в запустение замок, но не имевший для этого достаточно средств. Тем не менее по его заказу архитектор Франсуа Мансар создал проект юго-западного крыла замка, строительство которого было остановлено в 1638 г. В 1668 г. здесь давал большой прием Король-Солнце Людовик Четырнадцатый, что стало последним крупным событием в истории Блуа.

Ныне замок включает четыре корпуса, построенных в разное время и образующих замкнутый четырехугольный двор. Каждый корпус носит свое название, напоминающее о главных обитателях Блуа: Галерея Карла Орлеанского (середина 12 в.), Крыло Людовика Двенадцатого (1498-1503 гг.), Корпус Франциска Первого (1515-1524 гг.), Галерея Гастона Орлеанского (1635-1638 гг.).
 
 
 
Категория: Франция. | Добавил: neo (18.07.2012)
Просмотров: 1691 | Рейтинг: 5.0/7
ПОИСК ПО САЙТУ
*****
ТехноМагия
Небеса
Desert Operations
*****
******
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика